fondsmerch23@gmail.com
8 (495) 645 23 53
Фонд поддержки ветеранов боевых действий подразделения специальных операций органов безопасности «СМЕРЧ»
«Динамит» из группы «А»
Памяти генерала спецназа Алексея Сергеева
Странно порой складывается наша жизнь. Жил себе московский паренёк Лёша Сергеев. Учился в школе, занимался в секции бокса, встречался с девчонками и не помышлял ни о каких героических делах. Мечтал о профессии инженера.

Почему мечтал? Да потому, что в технический вуз нельзя поступать от нечего делать. Инженерное дело надо любить, тянуться к нему. Технические дисциплины, в отличие от гуманитарных, базируются на вполне конкретных законах, исключающих двойное или иносказательное толкование. Они имеют строго определенный смысл и строго определенную формулировку. Быть может, именно доказательность, четкость и однозначность, свойственные техническим дисциплинам, и сформировали характер Алексея Сергеева.
И начались для Алексея Сергеева отнюдь не романтические будни чекистского сотрудника одного из московских районных отделов Управления КГБ СССР по Москве и Московской области.
В это же время проходило становление подразделения «А», которое было создано секретным приказом Председателя КГБ СССР Юрия Андропова от 29 июля 1974 года. Первый набор составлял тридцать человек. Перед ними были поставлены серьезные задачи по проведению специальных операций по предотвращению террористических актов, нейтрализации террористов, освобождению заложников и т. д.

В 1982 году новый поворот судьбы: Сергеев решает стать сотрудником Группы «А» Седьмого управления КГБ СССР. За плечами ее бойцов уже было немало славных дел, главные на тот период — три командировки в Афганистан, участие в операциях «Шторм-333» (штурм дворца диктатора Амина) и «Байкал-79» (захват стратегических объектов в афганской столице). Служить в этом подразделении стремились многие, но преодолеть строжайший отбор удавалось единицам.
Хотя, возможно, все было наоборот: в силу наличия именно таких черт характера, полученных от родителей (отец Алексея был инженером, мама — бухгалтером), он и поступил в технический вуз — Московский институт инженеров транспорта.

Кстати, много лет спустя командир Группы «Альфа», Герой Советского Союза Геннадий Николаевич Зайцев так и сказал о Сергееве: «В своей работе он был очень дотошным, порой даже слишком. Кому-то это нравилось, кому-то — нет. Кому-то он казался слишком жестким, для кого-то был неудобным. Но все понимали, что это в интересах дела».

В институт Алексей Викторович поступил и успешно его закончил по специальности «Мосты и тоннели», после чего по распределению попал в Метрострой. Было это в далеком 1977 году. Проработал Алексей Сергеев в Метрострое до февраля 1981 года, когда ему поступило предложение, от которого, как говорится, нельзя было отказаться: ­перейти на работу в органы государственной безопасности. Точнее, отказаться можно, но Сергеев каким-то внутренним чутьем понял, что это то дело, о котором он, быть может, подсознательно мечтал всю жизнь. И он согласился и ни разу потом не пожалел о своем решении.
Из воспоминаний Героя Советского Союза, командира Группы «Альфа» Геннадия Зайцева: «У меня было правило: с каждым потенциальным сотрудником я лично встречался и беседовал. Убежден, что необязательно съесть с человеком пуд соли, как говорит пословица, чтобы понять, кто он. Я всегда старался понять, что за человек передо мной, в ходе первой же встречи. Беседу я начинал с одного вопроса: «Вы знаете, что служба в этом специальном подразделении сопряжена с опасностью для жизни?». И смотрю на человека. Если он затушуется или замнется с ответом, то я, как правило, заканчивал беседу и отвечал отказом кандидату. Такой же вопрос я задал и Сергееву. Не помню, что он мне ответил, но, поскольку он стал сотрудником Группы «Альфа», ответ его был правильный».
Из воспоминаний Героя Советского Союза, командира Группы «Альфа» Геннадия Зайцева: «У меня было правило: с каждым потенциальным сотрудником я лично встречался и беседовал. Убежден, что необязательно съесть с человеком пуд соли, как говорит пословица, чтобы понять, кто он. Я всегда старался понять, что за человек передо мной, в ходе первой же встречи. Беседу я начинал с одного вопроса: «Вы знаете, что служба в этом специальном подразделении сопряжена с опасностью для жизни?». И смотрю на человека. Если он затушуется или замнется с ответом, то я, как правило, заканчивал беседу и отвечал отказом кандидату. Такой же вопрос я задал и Сергееву. Не помню, что он мне ответил, но, поскольку он стал сотрудником Группы «Альфа», ответ его был правильный».

С началом вой­ны в Афганистане численность Группы «А» была увеличена в несколько раз. Зная, что эта служба сопряжена с риском для жизни, в «Альфу», однако, устремился поток комитетовской боевой молодежи — те, кто был готов и хотел жить особой жизнью, для которой создан и подготовлен далеко не каждый сотрудник спецслужб.
Сергеев был в третьей группе. Врывавшийся первым с левого крыла Игорь Орехов (Сергеев шел за ним вторым) потом вспоминал: «Пока лежал у люка, продумал каждый свой шаг. «Сейчас я вскочу, выбью люк. У самолета Ту-134 два люка, которые выходят на крыло, значит, между ними салонная перегородка… Здесь я должен упасть, встать… Будут сложности с пассажирами, которые сидят у люка…»

Но в жизни оказалось все по-другому. Пассажиров на этих местах не было, спинки кресел оказались опущенными вперед, и люк упал в другую сторону.
Падаю в проход, вскакиваю. Дым, ничего не вижу. Тут еще ребята со всех сторон пошли. Поднимаю забрало каски. Понимаю, что попал в начало второго салона, где были пассажиры. В салоне темно, небольшая подсветка. Крики, стоны. Мы тоже кричим: «Где? Где?» Пассажиры показывают: «Вот они».
«Впервые я увидел Алексея в спортивном зале на Петровке, 26 в середине лета 1982 года, — вспоминает полковник Александр Михайлов. — У 1-го отделения Группы «А» проходила тренировка по рукопашному бою. В паре с Алексеем работал Михаил Сидоров, тогда уже признанный боец по рукопашному бою.

Со стороны было видно, что Алексей раньше занимался боксом. Жесткий, резкий — энергия так и выплескивалась через край. Михаил что-то объяснял, показывал, поправлял и просил еще раз повторить.

Осенью того же года я был зачислен в 1-е отделение Группы «А». Совместные выезды на стрельбища, работа в тире, тренировки в спортзале дали возможность присмотреться друг к другу и сблизиться.

Лёша — человек целеустремленный, глубоко порядочный, прямой, который не боялся говорить правду в лицо, поэтому кому-то не нравился. Но мы подружились… подружились крепко, «на всю оставшуюся жизнь».

За годы нашей дружбы (а это более тридцати лет) все было — и споры, когда каждый из нас отстаивал свою позицию, и раздражение, и недомолвки, но никогда это не давало нам право перейти грань дружеских отношений, взаимопонимания и взаимоуважения. Потому что дружба родилась в Группе «А», проверилась, утвердилась и окрепла в боевых операциях и жизненных ситуациях», — отмечает полковник Михайлов.

Стоит добавить, что за взрывной характер коллеги прозвали Сергеева «Динамитом».

ТБИЛИСИ. «КРОВАВАЯ СВАДЬБА»

Первым серьезным испытанием для него стало участие в операции по освобождению заложников в Тбилиси в ноябре 1983 года. Тогда семь отморозков из числа золотой молодежи сымитировали свадьбу, пронесли в салон самолета четыре нагана и две учебные гранаты с боевыми запалами и захватили самолет с 58 пассажирами и семью членами экипажа.

Бандиты вели себя дерзко, жестоко: пять человек были убиты, двое получили тяжелые ранения. Учитывая крайне сложную ситуацию, в Тбилиси прибыли сотрудники Группы «А» во главе с Геннадием Зай­цевым.

Были сформированы три группы захвата. Той, которой предстояло действовать из пилотской кабины, руководил Владимир Зайцев, группу с правого крыла возглавил Владимир Забровский, группу с левого крыла — Михаил Головатов.
Мне достался один из бандитов, раненый в шею. Он сидел в третьем ряду салона, у прохода, и контролировал ситуацию. А порядок такой: если кто-то тебе попался, работаешь с ним до конца. Boт я и работал…»
После захвата преступников и освобождения пассажиров (при штурме из них никто не пострадал) Алексей Сергеев вместе с другими сотрудниками проводил тщательный досмотр салона самолета на предмет установки взрывного устройства.
Made on
Tilda